|
ВЫВОДЫ
Настоящая проработка на стадии ДОН является одним, из возможных
компоновочных вариантов портовых производственных мощностей
на юге России с целью удовлетворения имеющегося в настоящее
время дефицита их на Черном море и прогнозируемого увеличения
его в ближайшем будущем.
Установившаяся в последние годы тенденция роста грузопотоков
создает реальные предпосылки для планомерного и последовательного
наращивания новых портовых мощностей по обеспечению экспортно-импортных
перевозок грузов морским транспортом с использованием крупнотоннажного
флота.
Осуществление этого проекта находится в полном соответствии
со стратегией развития транспортного комплекса и связи Краснодарского
края.
Строительство специализированных портовых комплексов в данном
регионе даст возможность Российской федерации не только решить
проблемы с освоением растущего грузооборота, но и избавится
от многомиллиардных потерь, обусловленных прохождением грузов
России через порты сопредельных государств.
Итоги настоящей работы можно рассматривать как одну из попыток
решения практических задач, Поставленных перед отраслью Программой
возрождения морского флота и портов Российской Федерации
Практически единственным портом, где возможно решение этой
проблемы во всех ее аспектах, является предлагаемый к строительству
порт Тамань, расположенный на Таманском полуострове (мыс Панагия,
дамба Тузла и коса Чушка).
Наличие свободной береговой линии, незастроенной территории,
возможность строительства глубоководных причалов и достаточной
акватории, обеспечивающей безопасность мореплавания, возможность
строительства железнодорожных подходов, наличие автодорог
местного значения, отсутствие стесненности в развитии городской
застройки и ряда других факторов, создают морскому порту Тамань
явные преимущества в сравнении с другими географическими пунктами.
Участки побережья залива, расположенные между районами строительства
(очередями), по своим естественным условиям, наличию свободной
территории, протяженности береговой линии и возможности организации
акватории, отвечают всем условиям портового строительства
и являются наиболее экономичными для дальнейшего развития
порта на ближнюю перспективу до 2020 -2030гг.
Морской порт Тамань с грузооборотом около 30 млн. т/год предполагается
разместить на трёх площадках и разбить на три района (три
очереди строительства):
Первый район (первая очередь строительства) мыс Панагия:
- специализированный контейнерный комплекс – 2 млн. т/год;
- специализированный зерновой комплекс – 5 млн. т/год;
- специализированный комплекс угля – 7-10 млн. т/год;
- комплекс нефти и нефтепродуктов – 5 млн. т/год;
- комплекс СПК сжиженного природного газа – 2 млн. т/год.
Второй район (вторая очередь строительства) дамба Тузла:
- генгрузы (металл) – 2 млн. т/год;
- минудобрения - 3 млн. т/год;
- генгрузы (лес) - 3 млн. т/год.
Третий район (третья очередь строительства) коса Чушка:
- паромного комплекса с грузооборотом до 2 млн. т/год.
Ориентировочная сметная стоимость строительства объектов
первой очереди строительства в ценах января 2006г. с учетом
НДС определилась в сумме 1 269,5 млн долл. США
Ориентировочная стоимость объектов в ценах 1 квартала 2006г.
с учетом НДС (без затрат на создание внешних подходов, компенсаций
различных ущербов окружающей среде и др.) определилась в сумме:
- 2 очередь – 510 млн долл. США;
- 3 очередь – 110 млн долл. США.
Указанные затраты определены с точностью порядка плюс/минус
30% в связи с трудностью прогнозирования развития строительной
отрасли на столь длительный период времени – порядка 15-20
лет.
Ориентировочные потребности комплексов морского порта в земельных
ресурсах приведены
в таблице 27.
Таблица 27.
№ п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Количество |
|
Площади территорий всего по первой очереди |
га |
267,1 |
1 |
Контейнерный комплекс |
га |
28,6 |
2 |
Зерновой комплекс |
га |
52,3 |
3 |
Угольный комплекс |
га |
63 |
4 |
Комплекс нефти и нефтепродуктов |
га |
58,7 |
5 |
Комплекс СПК газа |
га |
55,5 |
6 |
Зона мехмастерских порта |
га |
4 |
7 |
База морспецподразделения и портофлота |
га |
5 |
|
Площади территорий всего по второй очереди |
га |
165,3 |
1 |
Комплекс по перегрузке леса |
га |
60,0 |
2 |
Комплекс по перегрузке и деревообработке леса |
га |
18,0 |
3 |
Комплекс по перегрузке металла |
га |
47,0 |
4 |
Комплекс по перегрузке минеральных удобрений |
га |
40,3 |
|
Площади территорий всего по третьей очереди |
га |
80,7 |
1 |
Паромный комплекс |
га |
80,7 |
|
Всего по морскому порту Тамань |
га |
513,1 |
Ориентировочные потребности комплексов морского порта в водных
ресурсах приведены в таблице 28.
Таблица 27.
№ п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Количество |
Примечание |
|
Площади акватории всего. Первая очередь |
га |
237,8 |
|
1 |
Угольный, зерновой, нефтепродукты (-16,90 м) |
га |
141,8 |
Сущ. отметка акватории минус 14,0 м |
|
Контейнерный (-14,10 м) |
га |
43,5 |
Сущ. отметка акватории минус 1,9 м-9,5
м |
|
СПК газа (-10,8 м) |
га |
27,0 |
Сущ. отметка акватории минус 5,0 м |
|
Зерно – импорт (-11,80 м) |
га |
18,0 |
Сущ. отметка акватории минус 1,9 м |
|
Портофлот (-8,10 м) |
га |
7,5 |
Сущ. отметка акватории минус 1,2 м |
2 |
Канал до Угля, Зерна и нефти шириной 200 м |
м |
2 800 |
Сущ. отметка акватории минус 17,2 м-16,8
м |
3 |
Канал до Контейнеров шириной 160 м |
м |
3 400 |
Сущ. отметка акватории минус 14,4 м-1,9
м |
|
Площади акватории всего. Вторая очередь |
га |
184,2 |
|
1 |
Комплекс по перегрузке леса (-9,6 м) |
га |
45,3 |
Сущ. отметка акватории минус 2,8 м |
|
Комплекс по перегрузке и деревообработке леса (-9,6
м) |
га |
32,1 |
Сущ. отметка акватории минус 1,3 м |
|
Комплекс по перегрузке металла (-14,10 м) |
га |
63,2 |
Сущ. отметка акватории минус 3,3 м |
|
Комплекс по перегрузке минеральных удобрений (-14,10
м) |
га |
43,6 |
Сущ. отметка акватории минус 4 м |
2 |
Канал до мин. удобрений шириной 164 м |
м |
12 600 |
Сущ. отметка акватории минус 14,4 м-3,3
м |
|
Площади акватории всего. Третья очередь |
га |
32,2 |
|
1 |
Паромный комплекс |
га |
32,2 |
Сущ. отметка акватории минус 0,5 м |
2 |
Подходной канал шириной 134м |
м |
6 600 |
Сущ. отметка акватории минус 3,3 м-0,5
м |
|
Всего по морскому порту Тамань |
га |
454,2 |
|
Основные характеристики причального фронта морского порта
приведены в таблице 29.
Таблица 29.
№ п/п |
Наименование сооружения |
Длина, м |
Отметка дна, м |
Комплексы первой
очереди строительства |
|
1 |
Контейнерный комплекс |
1.1 |
Причальный фронт для судов СКС-2400 |
685 |
-14,1 |
2 |
Зерновой комплекс |
2.1 |
Два причала для судов СН-100 |
2Х330 |
-16,9 |
2.2 |
Причальный фронт для судов СН-30 |
435 |
-11,8 |
3 |
Комплекс угля |
3.1 |
Два причала для судов СН-100 |
2Х330 |
-16,9 |
3.2 |
Причал для судов типа «река-море» |
200 |
-6,5 |
4 |
Комплекс нефти и нефтепродуктов |
4.1 |
Два причала для судов СН-100 |
2Х420 |
-16,9 |
5 |
Комплекс СПК газа |
5.1 |
Причальный фронт |
435 |
-10,8 |
6 |
Причальный фронт для судов портофлота |
500 |
-6,5 |
Комплексы второй
очереди строительства |
|
1 |
Комплекс по перегрузке леса |
1.1 |
Причальный фронт для судов СЛ-5 |
1 550 |
-9,6 |
2 |
Комплекс по перегрузке леса и деревопереработке |
2.1 |
Причальный фронт для судов СЛ-5 |
660 |
-9,6 |
3 |
Комплекс по перегрузке металла |
3.1 |
Причальный фронт для судов СН-40 |
775 |
-14,1 |
4 |
Комплекс по перегрузке минеральных удобрений |
4.1 |
Причальный фронт для судов СН-50 |
350 |
-14,1 |
Комплексы третьей
очереди строительства |
|
1 |
Паромный комплекс |
|
|
1.1 |
Причальный фронт для судов типа "Герои Шипки" |
800 |
-9,7 |
Общая численность рабочих и служащих, требуемая для обеспечения
предусматриваемого объема перевалки грузов по первой очереди
строительства морского порта Тамань, приведена в
таблице 30.
Таблица 30.
№ п/п |
Наименование комплекса |
Количество |
1 |
Специализированный контейнерный комплекс |
370 |
2 |
Специализированный зерновой комплекс |
220 |
3 |
Специализированный комплекс угля |
285 |
4 |
Комплекс нефти и нефтепродуктов |
330 |
5 |
Комплекс СПК газа |
100 |
6 |
Администрация порта. Вспомогательные службы |
135 |
|
Всего по первой очереди строительства |
1 440 |
В районе дамбы Тузла предполагается строительство жилого
городка, обеспечивающего жильем и социально-бытовыми услугами
работников морского порта Тамань.
Водопотребление первой очереди строительства приведено в таблице
31.
Таблица 31.
№ п/п |
Наименование потребителей |
Суточное потребление м3 |
Годовое потребление, тыс.
м3 |
1 |
Специализированный контейнерный комплекс |
280 |
22,0 |
2 |
Специализированный зерновой комплекс |
150 |
11,5 |
3 |
Специализированный комплекс угля |
187 |
14,6 |
4 |
Комплекс нефти и нефтепродуктов |
218 |
17,0 |
5 |
Комплекс СПК газа |
76 |
5,9 |
|
Всего по первой очереди строительства |
911 |
71,0 |
Источником хозпитьевого водопровода служат артезианские скважины
или водовод от станицы Тамань.
Водоотведение по первой очереди строительства морского порта Тамань приведено в таблице 32.
Таблица 32.
№ п/п |
Наименование потребителей |
Суточное потребление м3 |
Годовое потребление, тыс.
м3 |
Примечание |
1 |
Специализированный контейнерный комплекс |
130,0 |
26,0 |
|
1а |
|
4 000 |
140 |
Дождевая канализация |
2 |
Специализированный зерновой комплекс |
29,0 |
8,5 |
|
2а |
|
942 |
22,7 |
Дождевая канализация |
3 |
Специализированный комплекс угля |
124,4 |
31,9 |
|
3а |
|
1 120 |
43,9 |
Дождевая канализация |
4 |
Комплекс нефти и нефтепродуктов |
21,8 |
6,3 |
|
4а |
|
830 |
29,0 |
Дождевая канализация |
5 |
Комплекс СПК газа |
9,0 |
2,7 |
|
5а |
|
1 500 |
52,5 |
Дождевая канализация |
|
Всего по первой очереди строительства |
314,2 |
75,4 |
|
|
|
8 392 |
288,1 |
Дождевая канализация |
На каждом комплексе предусматриваются локальные очистные
сооружения.
Стоки промливневой канализации предусматривается отводить
в локальные очистные сооружения с возвратом после очистки
в оборотную систему пожарно-технического водоснабжения.
Хозбытовые стоки отводятся по отдельной канализации на общепортовые
очистные сооружения (с раздельной очисткой). Для каждой очереди
(района) строительства предусматриваются общепортовые очистные
сооружения.
Годовое потребление электроэнергии по первой очереди строительства
приведено в таблице 33.
Таблица 33.
№ п/п |
Наименование потребителей |
Годовое потребление электроэнергии,
тыс. кВт/час |
1 |
Специализированный контейнерный комплекс |
15 000,0 |
2 |
Специализированный зерновой комплекс |
11 000,0 |
3 |
Специализированный комплекс угля |
22 000,0 |
4 |
Комплекс нефти и нефтепродуктов |
73 170,0 |
5 |
Комплекс СПК газа |
25 250,0 |
|
Всего по первой очереди строительства |
146 420,0 |
В данном разделе проекта учитываются предварительные нагрузки
по электроснабжению, силовому электрооборудованию, электрическому
освещению, заземлению, молниезащите, защите от статического
электричества.
Для удовлетворения потребностей морского порта Тамань
электроэнергией и теплом предполагается строительство газотурбинной
ТЭЦ.
В настоящей Декларации не прорабатывались варианты по строительству
железнодорожной составляющей от морского порта Тамань
до станции Вышестеблиевская с выходом на Северо-Кавказскую
железную дорогу и затраты на развитие внешних железнодорожных
подходов. После решения данного вопроса будет определена доля
каждого инвестора в строительстве и развитии железнодорожной
составляющей, пропорционально его потребности в железнодорожных
перевозках
На последующих стадиях проектирования, после согласования
предлагаемых в "Декларации" принципиальных решений
по месту расположения, компоновке и строительству терминалов,
получения по ним технических условий и требований, предполагается
выполнить:
- дополнительные проработки решений с оптимизацией вариантов,
включая компоновку терминалов по очередям строительства с
выделением пусковых комплексов;
- анализ и выбор наиболее экологически безопасных решений
на основе научно-исследовательских работ, детального изучения
естественных условий и экологической ситуации района строительства;
- разработка в составе ОВОС рыбохозяйственного раздела, с
уточнением естественных условий и объема возможного ущерба,
компенсирующими мероприятиями и их стоимости;
- уточнение сейсмичности и других естественных условий района
строительства (данные по геодезическим, геологическим, гидрологическим,
гидрометеорологическим и археологическим изысканиям).
|