Стратегия развития водного транспорта Краснодарского
края
Оценка ресурсной составляющей
На территории Краснодарского края находятся восемь морских
портов. Крупнейшие на Черноморском побережье России порты
Новороссийск и Туапсе обеспечивают отгрузку более 100 млн.
тонн внешнеторговых грузов, обслуживая порядка 30% российского
нефтеэкспорта.
Более 40% внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через
порты Российской Федерации, перерабатываются стивидорными
компаниями портов Краснодарского края.
Развивающиеся порты Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда
грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порты Сочи, Анапа, Геленджик
расположены в санаторно-курортной зоне и в основном обеспечивают
обслуживание пассажирских перевозок.
Грузооборот морских портов Краснодарского края только за
последние 5 лет увеличился более чем в 2 раза и в 2005году
составил 147 млн. тонн. Морские перевозки грузов осуществляет
одна из крупнейших в России судоходная компания - Новороссийское
морское пароходство, специализирующаяся на перевозках наливных
грузов.
Услуги по перевозкам грузов по внутренним водным путям и
в смешанном, «река-море», сообщении оказывает Кубанское речное
пароходство. Предприятие располагает специальной перегрузочной
техникой для добычи, погрузки и выгрузки нерудных строительных
материалов, флотом смешанного, «река-море», плавания.
Основные задачи
Основные задачи:
- увеличение пропускной способности морских портов в целях
удовлетворения потребности государства в осуществлении внешнеторговых
и транзитных грузоперевозок;
- увеличение количества флота под российским флагом и доли
российских грузов, перевозимых отечественным флотом;
- восстановление перевозок пассажиров морским транспортом;
- восстановление судоходства на реках Кубань и Протока;
- освоение новых грузопотоков и увеличение объемов перевозок
грузов речным транспортом.
В целях определения конкретных направлений развития производственных
портовых мощностей Департаментом по транспорту и связи Краснодарского
края, с привлечением специалистов Минтранса России, информационно-аналитического
агентства «Sea News», отраслевых научно-исследовательских
институтов, отечественных и иностранных компаний, занимающихся
экспедированием и транспортировкой грузов, были проведены
исследования существующего и перспективного мирового и российского
рынков перевозок грузов, проходящих через морские порты Краснодарского
края, по следующим основным направлениям:
- контейнеры;
- навалочные грузы (уголь, химические удобрения, зерно и др.);
- нефтеналивные грузы и сжиженные углеводородные газы.
Контейнерный рынок
Годовой оборот контейнерных терминалов в мире превышает
300 млн. TEU, при этом через российские порты проходит немногим
более 2 млн. TEU (0,7%), из них на порты Краснодарского края
приходится всего 7,1% (150 тыс. TEU).
Около 600 тыс. TEU с российскими грузами перерабатываются
на терминалах Украины и Прибалтики.
Проведенный анализ контейнерного рынка России подтверждает
недостаточность специализированных контейнерных терминалов.
Потребность России в перевалке контейнерных грузов, тяготеющих
к морским портам Краснодарского края, превышает 1 млн. TEU,
а до 2010 года потребность в перевалке контейнеров увеличится
до 1,5 млн. TEU.
Для решения этой проблемы предполагается:
строительство современного контейнерного терминала на побережье
Черного моря с пропускной способностью от 500 тыс. TEU на
1 очередь до 2500 тыс. TEU в год на полное развитие.
В целях реализации задачи по увеличению объемов перевозок
грузов в контейнерах, отгружаемых на морские суда, департамент
по транспорту и связи Краснодарского края, совместно с SEA
NEWS, планирует подготовку и проведение международной конференции
в Новороссийске «Контейнерные перевозки в России: состояние
и перспективы». Пройдут рабочие встречи с представителями
известных в мире контейнерных операторов MAERSK, HMM (Hyundai),
Джойя Тауро - одного из крупнейших портов Италии, специализирующегося
на перевалке контейнеров, российскими компаниями Рускон и
Северстальтранс.
|